Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х


Главная | Регистрация | Вход | RSSВоскресенье, 05.05.2024, 18:14


Включить версию для слабовидящих
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 5
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Занимаемся с ребенком дома. Практикум для родителей

Занимаемся с ребенком дома.
Практикум для родителей
по организации индивидуальной коррекционно-логопедической работы с ребёнком
в домашних условиях

Автор-составитель
учитель-логопед Мирощенкова С.В.

Развитие речи дошкольника - одна из важных задач воспитания и развития. Ребёнок с хорошо развитой речью легко вступает в общение, понятно выражает свои мысли и желания.

Для того, чтобы ребёнок научился хорошо говорить, необходимы некоторые условия. Во-первых, у него должен быть стимул для проявления речевой активности (ваш вопрос, ваша просьба о чём-то рассказать). Во-вторых, ребёнок перенимает опыт речевого общения от окружающих, т.е. овладение речью находится в прямой зависимости от окружающей среды.

Задачей взрослых является формирование у детей внимания и интереса к речи окружающих людей, собственной устной речи и стимулирование интереса к совершенствованию своей речи.

Не стоит забывать, что залогом адекватного понимания речи окружающих и формирования правильного звукопроизношения является развитие фонематического слуха. С этой целью можно предложить ребенку поиграть в следующие игры "Скажи как я", "Эхо", "Попугай". Также дома можно использовать и фонетические игры, которые способствуют формированию фонематического слуха, развивают мыслительную деятельность, способствуют автоматизации поставленных звуков. Например:

• взрослый предлагает ребёнку определить в словах первый звук и заменить его на звук "р":
ножки - рожки, коза - роза, ложь - рожь и т.д.;

• "Узнай слово" - взрослый даёт установку, что в словах пропал звук, вместо произнесения звука взрослый делает хлопок в ладоши, ребёнок называет слово:
Помидо_ , забо_, Его_, топо_.

Использование игровых предметов, делает игры более эмоциональными. Например, поймай мяч, если в слове услышишь звук "л": "ложка, кошка, рожки, ложки" и т.д.

Привлекательными для ребенка являются скороговорки, которые помогают учиться внятно, отчётливо проговаривать слова, тренируют память. Скороговорки необходимо проговаривать несколько раз с увеличением темпа:

У ежа и ёлки иголки колки.
У Лёни и Лены нет ни капли лени.

Если слово для ребенка непонятно, то слово следует разъяснить, растолковать с помощью других понятных (знакомых) ему слов. Так, в словаре С. Ожегова слово "ка-та-ва-си-я" толкуется как беспорядок, суматоха. Объясните это слово, используя стихотворение С. Погореловского "Что сделал кот Вася":

Так спросил у озорного кота Васи я : 
-Что же значит это слово: 
КА-ТА-ВА-СИ-Я ? 
Кот весьма любезен был. 
Объяснил наглядно: 
Всю посуду перебил 
И спросил: - Понятно?

Порассуждайте над содержанием стихотворения. Приведите примеры из своего опыта.

Используйте словесные игры "Угадай, что задумал?". Например, взрослый говорит о слове, что он задумал.

Это лиственное дерево с белой корой... Что это? 
Загородный дом для отдыха… Что это? 
Фрукты, ягоды, сваренные в сахарном сиропе… Что это?

Такие упражнения способствуют уточнению и активизации словарного запаса детей, активизируют мышление. Очень важно придавать играм дух соревнования. Поэтому, можно использовать тематические игры: "Кто больше назовёт слов, обозначающих древья (овощи, грибы, фрукты, птицы".

Существует довольно много словесных игр, направленных на обогащение словарного запаса ребенка. Приведем несколько примеров. Например:

Для активизации прилагательных в речи полезно проводить с детьми словесные игры "Подбери побольше слов-описаний".

Огурец какой? (цвет, форма, величина, вкус, аромат) 
Груша какая? 
Мороженое какое?

Можно подобрать загадки, содержащие набор определений. Например:

Круглый, красный, мягкий, сочный, кислый -

(помидор)

Играть можно и на кухне:

- Сок из моркови, какой сок? 
- Салат из капусты, какой салат? 
- Суп из грибов, какой суп?

Существуют игры на активизацию глагольного словаря. Например, "Я умею...", "Кошка может...".

Словесные игры на употребление предлогов достаточно сложные, но интересные для дошкольников. Следует обратить внимание на речевые возможности ребенка, на подбор иллюстративного или игрового материала.

Для маленького ребенка задания подбираются исходя из его жизненного опыта и частотности употребления предлогов в практике речевого общения: мишка НА стуле, книга НА столе, игрушки В коробке, голубь ПОД крышей, воробей НА ветке, машина У дерева, рога у коровы, люди В троллейбусе. Также не следует забывать о предлогах ОКОЛО, ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД, ВОЗЛЕ и пр.

Предлагая детям игры на подбор слов, противоположных по значению, мы предупреждаем появление у них логических ошибок при сравнении предметов, явлений окружающей действительности:

Мальчик - девочка 
Горький - сладкий 
Тонкий - толстый

Страус большая птица, а воробей ... 
Днём светло, а ночью ...

Если ребенок имеет трудности с проговариванием длинных сложных слов, то есть слов сложной слоговой структуры можно "прошагать", "отхлопать" по слогам: ра-ду-га, ме-тро-по-ли-тен, ми-ли-ци-о-нер, ак-ва-ри-ум.

Иногда даже не стоит специально подбирать игры и упражнения для развития речи ребенка. Можно использовать любую жизненную ситуацию: поездку в транспорте, прогулку и т.д.

Это интересно...

Специалистами доказана тесная связь пальцевой моторики с речевыми зонами коры головного мозга. Поэтому целесообразно играть с ребенком в игры, предполагающими развитие тонких дифференцированных движений кистей и пальцев рук, с речевым сопровождением. Например:

Мы капусту рубим, (ребром ладони постучать по столу) 
Мы морковку трём (движение сжатым кулаком как по тёрке). 
Мы капусту солим (пальцы собраны в пучок). 
Мы капусту жмём (сжимать кисти рук).

Помните...

Взрослый может подсказать ребёнку необходимое слово, поправить произношение, но всегда нужно дать выговориться ребёнку и научиться внимательно его слушать, не торопя, не перебивая.

Список литературы 
Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. - Ярославль: Академия развития, 1998 
Ладыженская Т.А. Речевые секреты. - М.: Просвещение, 1992 
Ткаченко Т.А. Физминутки для развития пальцевой моторики. - М.: Гном и Д, 2001

Поиск
Слушаем
Форма входа
Календарь
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Конструктор сайтов - uCoz